ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
Цирк был по соседству - на улице Шмидта. Рядом с входом в парк
Чкалова. В тёплом, зелёном городе Днепропетровске, в котором я когда-то
родилась.
Мне было три года, когда мама с бабушкой впервые повели меня на
представление. Я была потрясена. Всем! Красным манежем, музыкой,
которую оркестр играл в начале представления (это был марш Дунаевского),
- от этой дивной музыки по мне бежали сладкие, щекочущие мурашки...
А ещё в цирке жил волшебный запах! Пахло опилками и лошадьми...
(До сих пор запах цирка для меня - один из самых волнующих на свете).
Меня очаровали воздушные гимнасты, жонглёры, лошади, бегущие по
кругу...
И только клоуны мне совершенно не понравились. Они оглушительно
стреляли друг в друга из дурацкого пистолета, один из клоунов терял
при этом штаны и оставался в дурацких длинных трусах, а на заду
у него красовалась дурацкая тряпичная бабочка. Мне было неловко
и стыдно смотреть на это. А все почему-то смеялись... Я не запомнила,
как звали клоунов, и только спустя много лет выяснила, что это были
молодые, начинающие Никулин и Шуйдин. Эта реприза с пистолетом и
бабочкой на заду - была их "проба пера".
А ещё мне понравились униформисты в тёмно-красных, с золотом, бархатных
костюмах. Я им страшно завидовала... Мне тоже хотелось мести красный
ковёр манежа...
...И когда мама или бабушка водили меня на прогулку в парк Чкалова,
мы всегда проходили мимо цирка. Иногда изнутри доносилась музыка...
Но главное - ЗАПАХ!.. Он витал вокруг этого жёлтого, обшарпанного
круглого здания... Я замирала, как заколдованная, и не могла двинуться
с места. Я могла бы стоять здесь - и дышать этим запахом - всю жизнь!..
Ах, как я горевала, что мои родители - не циркачи...
* * *
Потом, уже в отрочестве, меня ошеломили два фильма: "Путь
на арену" и "Леонид Енгибаров, знакомьтесь!" В первом
фильме Леонид Енгибаров играл главную роль (начинающего клоуна),
а во втором фильме Енгибаров просто был собой, ведь фильм этот документальный.
А через несколько лет произошло знакомство с Енгибаровым - уже в
жизни. Об этом - рассказ "Герберы" (хранится в ЦГАЛИ,
в архиве Леонида Енгибарова). И было пять лет общения (с перерывами).
Об этом - моя повесть "Не прощаюсь с тобой".
* * *
В 1969 году, когда мне было девятнадцать лет, я страстно увлеклась
пантомимой. Многие в то время были помешаны на Марселе Марсо и Леониде
Енгибарове. Чего стоила хотя бы пантомима "Клетка"! (Они
оба её работали). Во времена, когда невозможно было сказать вслух
- СЛОВАМИ - о многих важных вещах, можно было сказать об этом молча,
БЕЗ СЛОВ!
Какое-то время занималась в студии пантомимы, которую вёл Анатолий
Иванович Бойко. Там же занимались Наталья Дюшен, Ольга Тишлер, Людмила
Коростелина и Анатолий Бочаров. Потом мои друзья ушли в театр пластической
драмы к Гедрюсу Мацкявичюсу, играли в его гениальных спектаклях.
А я - ушла в материнство и в писательство.
* * *
В юности были две попытки поступить в Цирковое училище (разумеется,
на отделение клоунады). Мне страстно хотелось быть клоуном! Хотелось
быть грустным мимом, который работает на многозначительных подтекстах...
Нет, я не собиралась копировать Енгибарова, я искала своё. Днём
и ночью я сочиняла для себя клоунады, костюм, подбирала музыку,
мастерила реквизит...
Подруга нарисовала мне афишу. Мне снилось, и не раз, что я выступаю
на цирковой арене... И я упорно училась жонглировать, занималась
пантомимой, читала запоем книги о клоунаде и вообще все книги о
цирке, которые попадали мне в руки.
Прогуливала лекции в Полиграфическом институте и все дни торчала
в Старом цирке на Цветном бульваре. Впрочем, цирк тогда был единственный
в Москве, и никто не называл его старым, хотя в то время он был
действительно старый, (а не этот новодел, что сейчас). Цирк на Цветном
был НАСТОЯЩИЙ, пропитанный тем самым волшебным запахом опилок и
лошадей, который кружил мне голову когда-то в детстве...
* * *
В 1970 году написала песню для Леонида Енгибарова - песню про грустного
короля.
* * *
В 1970 году написала для Енгибарова сценарий художественного фильма
"Алле!" (по рассказу Куприна).
* * *
Осень 1970 - лето 1971 года. Целый сезон, можно сказать, прожила
в цирке на Цветном (хотя Енгибаров к тому времени уже уехал на гастроли).
Смотрела все репетиции подряд. Каждый день одно и то же, но мне
не было скучно. Ведь так же, как ни одно представление не похоже
на другое, так же и репетиции.
Я настолько примелькалась там, что меня приняли на работу. Нет,
не клоуном. Пока только осветителем. Да, это был ещё тот, старый,
НАСТОЯЩИЙ цирк! И прожектора там были старые, настоящие, они светили
за счёт длинных и тонких, как карандаши, графитовых углей, угли
сгорали, чадили и сильно пахли... Так было и сто лет назад...
Тогда в программе работали Запашные - большое семейство. У них
было много номеров: и воздушный полёт, и гимнасты на лошадях, и
дрессура... И Никулин с Шуйдиным тогда работали. Я никогда не смеялась.
Мне было не смешно. Никулин из вечера в вечер пытался меня рассмешить.
Но ему это так и не удалось - ни разу!
Но, несмотря на это (или - благодаря этому?) мы с Никулиным подружились.
Его заинтриговало, что это я там всё пишу в свою тетрадочку... А
писала я стихи. Юрий Владимирович выпросил у меня мою тетрадочку,
унёс домой, прочёл, ему понравилось, и он попросил разрешения оставить
тетрадку себе.
Через несколько лет Никулин, перечитав мою тетрадку ещё раз, отнесёт
её в редакцию журнала "Советская эстрада и цирк", и мои
стихи о цирке там напечатают. Четыре раза.
* * *
...Прожектора в цирке назывались "пушками" или "софитами".
Я сидела в дымном облаке... от софита было очень жарко, лицо горело...
оркестр гремел нестерпимо... Оказывается, это не так просто: сидеть
в этом жару и в грохоте из вечера в вечер... Мне больше нравились
репетиции: полумрак, тишина, утренний холодок, лица артистов без
грима, залатанные и заштопанные трико...
* * *
1971 год. Написала ещё одну песню для Енгибарова.
* * *
Показала сценарии своих клоунад Владимиру Крымко -- помощнику Местечкина
(главного режиссёра цирка). Он очень внимательно прочёл, взглянул
на меня в полном изумлении:
-- Ты хочешь, чтобы зрители рыдали? -- спросил он.
-- Да! -- с вызовом ответила я. -- Я хочу, чтобы зрители ДУМАЛИ!
-- Хм... Видимо, ты не совсем понимаешь специфику жанра.
-- Я всё прекрасно понимаю! -- сказала я с юношеской самоуверенностью.
-- На самом-то деле внешне всё будет смешно.
-- Ты так думаешь?.. -- с сомнением спросил Крымко. (Его звали Владимир
Ильич, как Ленина, и он этого стеснялся). Крымко был невысокого
роста, тихий человек с грустным, мягким взглядом. Казалось, что
он попал в цирк нечаянно, хотя, как оказалось, он тоже мечтал когда-то
быть клоуном... И у него тоже не получилось. Но он стал хорошим
режиссёром.
* * *
...Наверное, оттого, что моя любовь к Цирку и к Клоуну осталась
безответной, она вся перелилась в мои книги. (Во что-то же ей надо
было перелиться!) Множество страниц в моих книгах посвящёны Цирку
и Клоуну.
- Из книги "Лунные цирки".
- Из книги "Мой путь к Тебе".
- Из книги "Еженощное".
- Из книги "Сурожская тетрадь".
- Из книги "Снег и весна".
- Из книги "Метель жаворонков".
- Из книги "За три моря".
- Из книги "Тёплый купол".
- Из книги "Тридцать первое августа".
- Из книги "Сны на балконе".
- Из книги "Шёпот листьев". (Цикл "Еженощное").
- Повесть "Не прощаюсь с тобой".
- Из книги "Наши зимы и лета, вёсны и осени" (главы "Философская
улица", "Как пройти в Африканский лес", "Апрельская
бабочка", "Ещё одна осень. Мальчик с планеты Маль",
"Звезда с Японского моря", "Малыш").
- Из книги "Как лепить планеты". (Рассказы: "Трамвайная
остановка у осеннего парка", "Или --или").
- Из книги "Побережье памяти".
- Из книги "Эй, там, на летающей соске!"
- Из книги "Путешествие по жизни, пока сын едет в Индию".
- Из книги "Из семейной сокровищницы"
- Из книги "Там, где всегда ветер..." (Главы: "Как
найти золотую розу", "Звёздный дождь").
НО НЕ ТОЛЬКО КНИГИ. БЫЛО И ДРУГОЕ:
- Фотографии Леонида Енгибарова. (1970 г).
- Сценарий художественного фильма "Алле!" (1970 г.)
- Сценарий художественно-документального фильма о Леониде Енгибарове
- "Клоун с осенью в сердце". (1982).
- Вечер памяти Леонида Енгибарова. (1982 год).
- Серия акварелей и гуашей, посвящённых цирку. (1996 - 98 гг)
- Серия графических рисунков, посвящённых цирку. (1995 - 97 гг)
- Спектакль "Не умрёт клоун". Памяти Леонида Енгибарова.
(1997 - 98 гг)
- Клоунский спектакль "Золотко". (1997 г.)
- Спектакль "Бродячие артисты". Посвящается Марселю Марсо
и Леониду Енгибарову. (1998 г.)
- Статья Насмешливый мудрец" (о Леониде Енгибарове) в "Независимой
газете". (1999 г.)
- Анимационный фильм "Звёздный клоун". Посвящается Л.
Енгибарову. (2000 г.)
- Три гобелена, посвящённых Леониду Енгибарову: "Грустный клоун",
"Клоун и осень", "На красном манеже". (2004
г.)
МНЕ КАЖЕТСЯ, ЭТО ЕЩЁ НЕ КОНЕЦ...
|