Ваш ребёнок нуждается в общении со сверстниками?
И вы не знаете, как эту потребность удовлетворить? Можем поделиться
своим опытом.
…Нашему младшему - позднему ребёнку, Ксюше, было четыре года, когда
мы поняли, что только нашего - взрослого - общества ей недостаточно.
Хотя мы её очень любили: мама, папа, брат Антон, который старше
Ксюши на 14 лет, - мы все её просто обожали. Иногда приезжали и
старшие дети - Аня и Саша, которые тоже с удовольствием играли и
общались с Ксюшей, но я чувствовала, что девочке нашей не хватает
какого-то очень важного витамина. А именно - общения со сверстниками.
Мы стали ходить с Ксюшей в разные студии: развивающих игр, ритмики,
хореографии, кукольную, рисования… Ей всё это очень нравилось. Но
занятия в студии заканчивались - и все спешили по домам, а ОБЩЕНИЯ
КАК ТАКОВОГО не происходило.
И тогда мы решили создать у себя дома то, что искали где-то.
Мы организовали детский домашний воскресный клуб, и назвали его
- "Светлячок". Это было начало 1995 года.
Детей, которые стали приходить к нам в клуб, мы называли "светлячками".
Откуда появлялись светлячки? Мы находили их повсюду! В разных студиях
и кружках, на детских площадках - везде, где мы с Ксюшей бывали,
мы повсюду высматривали "наших" детей и приглашали их
в наш клуб. А потом наши новые друзья приводили в клуб своих старших
(или младших) братьев и сестёр. Возраст светлячков в 1995 году был
от трёх до девяти лет.
Первое время клуб собирался каждое воскресение. Но вскоре оказалось,
что одного раза в неделю детям - мало. Прощаясь, расставаясь на
целую неделю, они… плакали! Тогда мы стали собираться и по средам.
В то время светлячки ещё не ходили в школу и никто из них не посещал
детский сад. Так что необходимость в общении была не только у нашей
Ксюши. Мы придумали "Светлячок" для нашей дочки, но он
оказался нужен многим детям. К нам стали приезжать даже с других
концов Москвы! - наши друзья, с такими же недетсадовскими детьми,
нуждающимися в общении...
За десять лет существования "Светлячка" на "заседаниях"
нашего клуба перебывали сотни детей. Каждый раз собиралось человек
шесть-восемь детей плюс родители. Мы обычно собирались после обеда,
а расходились поздно вечером. Сначала родители тоже участвовали
в "заседаниях" клуба (в играх и чаепитиях, а порой устраивали
на кухне свой - родительский клуб, где обсуждали проблемы воспитания).
Но постепенно родители стали всё чаще оставлять у нас детей, а сами
уходили по своим делам. И в том и в другом случае было много плюсов.
Если родители присутствовали, мы их старались вовлечь в наши игры,
- и родители, забыв про свою взрослость, превращались в весёлых,
озорных подростков. (Чем очень удивляли и радовали собственных детей).
Но если родители уходили по своим делам - то это означало, что родителям
и детям нужно отдохнуть друг от друга, побыть немного в разлуке.
В этом тоже был большой смысл и польза.
Друзья и знакомые говорили нам: "Неужели вам не трудно каждое
воскресенье отдавать детям? Ведь это же шум, гам, и после них столько
уборки…" И мы искренне отвечали: "НЕ ТРУДНО!"
Нам действительно было не трудно. Нам было РАДОСТНО. Эти полдня,
заполненные шумом и детским смехом, - не отбирали силы, а давали
заряд радости. Мы обожали наших маленьких друзей, наших светлячков.
Мы готовились к каждой встрече с ними: тщательно продумывали программу
вечера, придумывали разные игры и забавы… Встреча и общение со светлячками
каждый раз были ПРАЗДНИКОМ. И для нас - и для них.
…Конечно, со временем встречи наши стали реже (учитывая загруженность
детей школой), но зато расширилось общение детей уже вне клуба.
Маленькие светлячки превратились в долговязых подростков…
Свою задачу клуб "Светлячок" выполнил: он заполнил эмоциональный
вакуум домашних "одиноких" дошколят, а также - "нестандартных"
младших школьников, плохо вписывающихся в детский коллектив. "Светлячок"
научил детей общаться, он подарил много радости и много чудесных
воспоминаний…
(А от "Светлячка" отпочковалась со временем литературная
студия "Родник", которую ведёт наш папа Виктор Кротов.
"Родник" активно пульсирует уже седьмой год прямо у нас
во дворе - в маленьком, уютном муниципальном клубе "Ладога".
И каждый понедельник сюда приходят дети и взрослые, которым нравится
заниматься литературным творчеством).
Так чем же мы занимались в нашем клубе "Светлячок" все
эти годы? - О!.. ВСЕМ!..
1. ФИЛОСОФСКИЕ БЕСЕДЫ
Да, иначе их никак не назовёшь.
Наверное, целый год наши "заседания" начинались с того,
что наш папа, писатель Виктор Кротов, (или просто "дядя Витя",
как называли его светлячки), читал детям главы из своей сказочной
повести "Волшебный возок". Это - сказка о внутреннем мире
человека. Виктор прочитывал очередную главу - и начиналась живая
дискуссия. О том, как устроен наш внутренний мир. О том, как справляться
с разными проблемами: например, с плохим настроением и капризами.
О том, что такое дружба. Как научиться не бояться. Как победить
"змея гордыныча" и так далее… Светлячков волновали многие
вопросы, и оказалось, что найти ответы на эти вопросы можно с добрым
сказочником "дядей Витей".
2. ИГРЫ НА СПОРТКОМПЛЕКСЕ
Занятия спокойные у нас обязательно перемежались подвижными играми,
чтобы дети не "засиживались". После философских бесед
светлячки обычно бежали на спортивный комплекс, который у них был
то "гнездом", то "кораблём"… А под самым потолком
Ксюша своими руками приделала "чердачок", куда перед приходом
гостей обязательно клала угощение. И каждый светлячок, который долезал
доверху, находил на заветном "чердачке" конфетку, и не
одну…
Они обожали наш спорткомплекс - висеть на нём, бегать вверх-вниз
по лесенке, болтаться на кольцах и перекладине… Они были в то время
ещё мелкие, наши светлячки, и спорткомплекс выдерживал всю компанию…
3. ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ
Всем - и взрослым, и детям - очень нравилось лепить из глины. Это
было так здорово - когда мы все сидели за нашим большим столом,
таким тесным кругом, и каждый лепил, что хотел… А самый маленький
светлячок, которому было всего три года, с упоением лепил колобки…
Глину мы накапывали прямо во дворе. Благо, почва в Москве весьма
глинистая и проблем, где достать глину, никогда не было. Потом мы
глину хорошенько "отмучивали" (промывали, отчищали её
от камушков и прочего сора). Муфель для обжига глиняных изделий
у нас дома тоже есть. (Виктору подарили в какой-то керамической
мастерской старенький, ненужный муфель, который служит нам уже много
лет).
О, какая была для детей радость - получить крепенькие, обожжённые
глиняные фигурки, сделанные собственными руками!
4. РАЗНОЕ РУКОДЕЛИЕ
Кроме лепки из глины, мы занимались ещё разным рукоделием и конструированием:
вырезали из бумаги, шили кукол из старых перчаток… Среди мам были
очень активные, они тоже придумывали разные занятия для наших светлячков.
5. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
У нас дома была рама от старой, можно даже сказать - старинной ширмы,
которая много лет пылилась в углу без дела. И вот настал её звёздный
час! Мы с Ксюшей откопали на антресолях старые бабушкины шторы,
которые несколько лет лежали тут никому не нужные, натянули на ширме
верёвочки, повесили на них бабушкины жёлтые, солнечные шторки -
и вот, всё готово для кукольного театра!
А в нашем шкафу - много игрушек, надевающихся на руку. Но, в принципе,
для кукольного театра подходят любые куклы, любые плюшевые зверушки.
Все наши кукольные спектакли и сценки были импровизированные. (Хотя,
войдя во вкус, некоторые юные кукловоды стали делать домашние заготовки.
Например, наша Ксюша). У нас не было занудных репетиций, мы не ставили
в нашем театре набившие оскомину "Теремки" и "Репки".
Нет! В нашем кукольном театре дети САМОВЫРАЖАЛИСЬ! Можно было взять
любую куклу, зайти за ширму и - показать свой маленький спектакль!
Пусть не очень совершенный, но главное - СВОЙ!
Эта ширма служила нам много лет. Светлячки подрастали - и мы перевешивали
шторки повыше…
6. ЭТЮДЫ
Видя, что не у всех детей получается без подготовки интересно "работать"
с куклой, я придумала игру, которую мы назвали "Этюды".
В ней с удовольствием принимали участие и дети, и взрослые. Мы садились
в кружок. Брался какой-нибудь предмет (обычно, первый предмет предлагала
Ксюша), это мог быть мячик, подушка, клубок верёвки, да что угодно!
Этот предмет передавался по кругу, и каждый участник игры должен
был его обыграть: изобразить с ним маленькую сценку без слов - чтобы
все остальные угадали, что же он имеет в виду. Ну, тут воображение
у всех так разыгрывалось!.. Подушка на глазах у зрителей превращалась
в шляпу, в пишущую машинку, в портфель, в конверт с младенцем, в
мольберт, и так далее… Даже если кто-то из новеньких в начале говорил:
"Ой, я не умею, у меня не получится", - очень скоро был
охвачен всеобщим азартом… А потом выбирался новый предмет как тренажёр
для фантазии, и так далее…
Шли годы, но эта игра оставалась у нас любимой. (Благо, предметов
в доме - не счесть. Есть что обыгрывать!) Эта игра детей очень раскрепощала.
Светлячки, все как один, оказывались замечательными актёрами-мимами!
Да и родители старались не отставать от них.
7. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Оказалось, что современные дети знают очень мало игр. А откуда им
их знать? Если ребёнок ходит в детский сад, он ещё там во что-то
играет (хотя и не факт!), но если ребёнок "домашний",
то у него на первом месте телевизор с мультиками, компьютер со "стрелялками"
- а что ещё? Ну, девочки ещё играют в куклы, а мальчики гоняют в
футбол, но, опять же, далеко не все. И мало кто знает, что существует
множество игр, в которые можно играть компанией!
Ах, во что мы только с нашими светлячками не играли!.. Мы с Виктором
вспомнили все игры, в которые играли сами в детстве. Я, к тому же,
накупила много книжек про разные игры и постоянно их штудировала.
Потому что дети росли, взрослели - и наши игры менялись, усложнялись.
Один перечень игр, в которые мы играли со светлячками, мог бы занять
несколько страниц…
Вот любимые: "Горячо - холодно", "Кто летает?",
"Сова", "Через болото - по кочкам", "Опусти
хвост в бутылку", "Проползи под верёвкой", "Найди
прищепки", "Ветер дует на того…", "Достань из
воды яблоко без рук", "Испорченный телефон", "Живое
- неживое", "Передай хлопок", срезание (с завязанными
глазами) призов с верёвки, протянутой через всю комнату, и смешная
до умопомрачения игра "Ё-ё!", ну и так далее… Конечно,
играли и в классические прятки, играли в английские шарады… Ах,
во что мы только не играли!
Надо видеть счастливые лица детей, которые в этих коллективных играх
испытывали то, что ребёнок не может испытать в одиночестве, сидя
перед экраном телевизора или компьютера…
8. НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Да, есть ещё игры и настольные - чтобы перевести дух. Этих игр тоже
очень много и они захватывают не меньше, чем подвижные. Разные лото
(растительные и зоологические), домино, "пуговки", реверси,
шашки, шахматы, уголки, "фантики"… Во всё это мы тоже
играли.
9. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Интеллектуальные игры - это игры на развитие памяти, внимания, на
быстроту реакции, на соображение. Например, надо запомнить предметы,
лежащие на подносе, а потом угадать, какой из них исчез. Или (с
завязанными глазами) назвать предметы, ощупывая их рукой. А ещё
игра в цепочку слов! А ещё составление многих слов из одного длинного
слова! А ещё игры: "Кто поедет на Север?", "На земле
или на небе", "Что изменилось?" И - любимая игра
наших светлячков под названием "Грузим корабль".
Это уже не просто игры - это хороший тренинг, упрятанный в игру.
10. "ЖИВОЙ СПЕКТАКЛЬ"
Да, кроме кукольных, у нас были ещё и "живые" спектакли.
Дети их обожали! Без живого спектакля не обходилось ни одно заседание
нашего клуба.
Правила живого спектакля таковы: Каждый ребёнок решает, кем он будет
в спектакле, придумывает себе имя и наделяет своего героя свойствами.
Например, Ксюша говорит: "Я буду задумчивым тигром Ра, который
любит жить в одиночестве". А другая девочка, Даша, говорит:
"А я буду принцессой Люси, которая обожает конфеты". "А
я беленькой кошечкой Мяу, которая потеряла своего хозяина",
- говорит Маша. "А я - злым драконом Зубром, который плюётся
огнём на всех прохожих", - говорит Серёжа. Ну, и так далее.
После того, как каждый светлячок решил, кто он есть, они обустраивают
свои "дома" - кто-то под столом, кто-то за шкафом, кто-то
на диване, кто-то под другим столом. А в старом кресле сидит Сказочник
дядя Витя и начинает рассказывать сказку, которую он тут же, на
ходу сочиняет. И в этой сказке задействованы все сегодняшние герои
- и кошечка, и тигр, и принцесса, и дракон, и все остальные. Главная
задача Сказочника - чтобы все герои перезнакомились по ходу спектакля
и сдружились, чтобы проявились их свойства, явные и скрытные, чтобы
все вместе они прошли через испытания, которые обязательно по ходу
спектакля выпадут на их долю, чтобы зло было побеждено, а восторжествовала
дружба.
Мы заметили, что многие домашние дети очень застенчивы, для некоторых
существует проблема контакта. И в этих живых спектаклях, став на
полчаса кошечкой или принцессой, наши светлячки учились простым,
но очень необходимым в жизни вещам: прикоснуться к другому человеку,
погладить его по голове, утешить, спросить его участливо: "Что
у тебя случилось? Почему ты плачешь? Чем я могу тебе помочь?"
Каждый спектакль заканчивался радостным хороводом. Все были счастливы!
И тут же кричали: "Ещё один спектакль! Ещё, ещё!.."
…Светлячки взрослели, набирались опыта, и иногда роль Сказочника
брал на себя кто-нибудь из детей - и тоже выходило здорово!
11. КЛОУНСКИЕ СПЕКТАКЛИ
Началось с того, что мы с Ксюшей стали показывать в клубе маленькие
клоунские сценки. Из жизни взрослых и детей. Сценки пользовались
огромным успехом. Светлячки хохотали, а их мамы говорили: "Да,
это и про нас тоже!" Постепенно у нас получился настоящий часовой
спектакль "Золотко", и мы его показывали много раз в нашем
клубе. (А потом - и в других местах).
А ещё мы с Ксюшей придумали и сыграли в нашем клубе пантомимический
спектакль "Бродячие артисты".
Это оказалось заразительно. Другие светлячки тоже стали придумывать
и показывать разные весёлые сценки.
12. ОБЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ
А потом мы завели дома маленький зоопарк, и теперь светлячкам (до
всех игр) непременно надо пообщаться с нашими милыми животными:
кроликом Кешей, ёжиком Шуриком, крысками Лизой и Женей, черепахой
Кюшей, курочкой Кузей и петушком Нандиком и полюбоваться на шустрых
мышек…
13. ХОРОВОДЫ НА КРЫШЕ
А в тёплую погоду мы устраиваем вылазки на крышу. Дело в том, что
балкон нашей квартиры выходит на крышу магазина - широкую, как футбольное
поле… И здесь тоже можно играть! В "Ручеёк", в "Змею",
в "Дуйся-дуйся, пузырь" и, конечно же, в "Каравай-каравай,
кого хочешь - выбирай"!
О, эти хороводы на крыше!.. Их помнят все наши светлячки, и наши
соседи, и прохожие, которые изредка всё же подымают головы к верху…
14. ЧАЕПИТИЯ
А заканчиваются заседания нашего клуба большим чаепитием. Со сладостями.
Все приносят. И мы тоже, конечно, припасаем. Я завариваю чай в большом
керамическом чайнике, этот чайник - всеобщий любимец. Все светлячки
носятся из кухни в комнату - дружно накрывают на стол…
А во время чаепития дядя Витя ещё свои новые сказки светлячкам почитает,
ещё в игры какие-нибудь застольные поиграем, в тот же "Корабль",
который очень хорошо грузить, сидя в кругу друзей, набегавшись,
наигравшись, нагрузившись разными вкусностями…
15. У НАС - ГОСТИ
Бывало, что к нам в "Светлячок" приезжали гости. Это мог
быть учёный-физик, который по совместительству был поэтом. И он
читал светлячкам свои стихи. Или весёлый доктор из Филатовской больницы,
который приезжал к нам со своими трёмя детьми и большущим тортом.
Ещё приезжал фотограф из журнала "Улица Сезам", который
снимал наш клуб, наших светлячков для журнала. А ещё к нам приезжал
в гости другой клуб - большая компания родителей и детей из соседнего
города Химки. Было так весело!..
16. ПОЕЗДКИ К ИНТЕРЕСНЫМ ЛЮДЯМ
Это тоже было. Например, была незабываемая поездка в Леви-центр:
к знаменитому психологу Владимиру Леви. И там наши светлячки тоже
играли живой спектакль. Как же без живого спектакля?! Ну, и большое
чаепитие тоже было, как же без этого? А Владимир Леви за чаем читал
светлячкам свои смешные стихи… А по комнате бегал озорной лемур,
заглядывал в наши чашки и очень всех смешил…
17. ВМЕСТЕ - НА ПРИРОДУ
В тёплое время года мы устраивали игры на свежем воздухе - не только
на крыше, но и в ближайшем сквере. И даже живой спектакль там играли!
А потом шли в дом пить чай…
Вообще у нас было много совместных вылазок на природу: на речку
Сходню, где шумит маленький водопад; в ближний лес и в дальний лес
- к источнику и на шлюзы. Зимой ходили в лес кормить синичек, ходили
вместе на каток и на горку, на санках по каналу. Летом ходили вместе
на пляж…
18. ВМЕСТЕ - НА ВЫСТАВКИ
Ещё нам нравилось ездить вместе на выставки. Особенно всем запомнилась
выставка живописи Валерия Волкова, и сам Волков там был, и дети
устроили настоящее обсуждение его картин! Волков был в восторге.
Светлячки - тоже.
И на выставке Валерия Каптерева мы были. И на выставке ледяных скульптур.
И на ВВЦ вместе ездили. И на выставку гобеленов. И на выставку диковинных
бумажных шляп…
19. ВМЕСТЕ - ПОВСЮДУ
Сдружившись в нашем клубе, мы часто теперь встречались в разном
составе - и куда-нибудь отправлялись вместе. Например, в цирк-шапито.
Или в зоопарк. Или на спектакль в детский театр. Катались вместе
на велосипедах. Ездили в парк на аттракционы. Ходили в Город Мастеров
на день города, и там расписывали деревянные ложки и кирпичи.
20. КОГДА "ЗАРАЗИТЬСЯ" - ЗДОРОВО!
Светлячки - народ очень творческий. И очень "заразный".
Заражая друг друга интересом, светлячки ходили вместе (кто куда
хотел) - в разные кружки, секции и студии: в цирковую, живописи,
мультипликации, макраме, гобелена, литературную, верховой езды…
21. ДНИ РОЖДЕНИЯ
Конечно, дни рождения светлячков мы отмечали теперь вместе! И обязательно
был живой спектакль! И ещё что-нибудь неожиданное и приятное: например,
совместная лепка пирожков, которые тут же засовывались в духовку
- и тут же подавались к столу! Или день рождения отмечался в лесу
- у костра! Каждая мама старалась, чтобы день рождения её светлячка
запомнился надолго.
И, конечно же, отмечалась каждая годовщина клуба "Светлячок".
Всё, как полагается: с тортом и зажжёнными свечами в нём - и, загадав
желания, мы все вместе задували свечи…
22. "МИР СВЕТЛЯЧКОВ"
Многие светлячки увлекались литературным творчеством: кто-то сочинял
стихи, кто-то сказки. В нашем клубе стала выходить литературная
газета "Мир светлячков", которую мы с мужем делали на
компьютере и распечатывали на принтере. Но для светлячков это была
самая настоящая газета! В ней публиковалось творчество светлячков
и хроника жизни нашего клуба.
23. ПРОЩАНИЕ.
Прощание - это всегда немного грустно. Но мы придумали весёлое прощание:
все становятся кружком и одновременно легонько ударяют друг друга
ладонями: ладошку об ладошку.
И при этом приговариваем: "Пока-пока-пока-пока!"
Главное знать, что мы увидимся снова.

|