Литературно-художественный сайт
На главную
Автор:
Мария Романушко
Администратор:
Ксения Кротова
 
   

О себе
 
Моя семья
 

Литературное
  творчество
 
Семейный
  театр
 
Картинная
  галерея
 
Фотоальбом
 
Домашний
  зоопарк
 
Детский
  клуб
 
Мир цирка
 
Значимые
  люди
 
Новости
 
Форум
 
Ссылки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 
ДОМАШНИЙ КЛУБ "СВЕТЛЯЧОК"
 

Ваш ребёнок нуждается в общении со сверстниками? И вы не знаете, как эту потребность удовлетворить? Можем поделиться своим опытом.

…Нашему младшему - позднему ребёнку, Ксюше, было четыре года, когда мы поняли, что только нашего - взрослого - общества ей недостаточно. Хотя мы её очень любили: мама, папа, брат Антон, который старше Ксюши на 14 лет, - мы все её просто обожали. Иногда приезжали и старшие дети - Аня и Саша, которые тоже с удовольствием играли и общались с Ксюшей, но я чувствовала, что девочке нашей не хватает какого-то очень важного витамина. А именно - общения со сверстниками.
Мы стали ходить с Ксюшей в разные студии: развивающих игр, ритмики, хореографии, кукольную, рисования… Ей всё это очень нравилось. Но занятия в студии заканчивались - и все спешили по домам, а ОБЩЕНИЯ КАК ТАКОВОГО не происходило.

И тогда мы решили создать у себя дома то, что искали где-то.
Мы организовали детский домашний воскресный клуб, и назвали его - "Светлячок". Это было начало 1995 года.
Детей, которые стали приходить к нам в клуб, мы называли "светлячками".
Откуда появлялись светлячки? Мы находили их повсюду! В разных студиях и кружках, на детских площадках - везде, где мы с Ксюшей бывали, мы повсюду высматривали "наших" детей и приглашали их в наш клуб. А потом наши новые друзья приводили в клуб своих старших (или младших) братьев и сестёр. Возраст светлячков в 1995 году был от трёх до девяти лет.
Первое время клуб собирался каждое воскресение. Но вскоре оказалось, что одного раза в неделю детям - мало. Прощаясь, расставаясь на целую неделю, они… плакали! Тогда мы стали собираться и по средам.
В то время светлячки ещё не ходили в школу и никто из них не посещал детский сад. Так что необходимость в общении была не только у нашей Ксюши. Мы придумали "Светлячок" для нашей дочки, но он оказался нужен многим детям. К нам стали приезжать даже с других концов Москвы! - наши друзья, с такими же недетсадовскими детьми, нуждающимися в общении...
За десять лет существования "Светлячка" на "заседаниях" нашего клуба перебывали сотни детей. Каждый раз собиралось человек шесть-восемь детей плюс родители. Мы обычно собирались после обеда, а расходились поздно вечером. Сначала родители тоже участвовали в "заседаниях" клуба (в играх и чаепитиях, а порой устраивали на кухне свой - родительский клуб, где обсуждали проблемы воспитания). Но постепенно родители стали всё чаще оставлять у нас детей, а сами уходили по своим делам. И в том и в другом случае было много плюсов. Если родители присутствовали, мы их старались вовлечь в наши игры, - и родители, забыв про свою взрослость, превращались в весёлых, озорных подростков. (Чем очень удивляли и радовали собственных детей). Но если родители уходили по своим делам - то это означало, что родителям и детям нужно отдохнуть друг от друга, побыть немного в разлуке. В этом тоже был большой смысл и польза.
Друзья и знакомые говорили нам: "Неужели вам не трудно каждое воскресенье отдавать детям? Ведь это же шум, гам, и после них столько уборки…" И мы искренне отвечали: "НЕ ТРУДНО!"
Нам действительно было не трудно. Нам было РАДОСТНО. Эти полдня, заполненные шумом и детским смехом, - не отбирали силы, а давали заряд радости. Мы обожали наших маленьких друзей, наших светлячков. Мы готовились к каждой встрече с ними: тщательно продумывали программу вечера, придумывали разные игры и забавы… Встреча и общение со светлячками каждый раз были ПРАЗДНИКОМ. И для нас - и для них.

…Конечно, со временем встречи наши стали реже (учитывая загруженность детей школой), но зато расширилось общение детей уже вне клуба. Маленькие светлячки превратились в долговязых подростков…
Свою задачу клуб "Светлячок" выполнил: он заполнил эмоциональный вакуум домашних "одиноких" дошколят, а также - "нестандартных" младших школьников, плохо вписывающихся в детский коллектив. "Светлячок" научил детей общаться, он подарил много радости и много чудесных воспоминаний…

(А от "Светлячка" отпочковалась со временем литературная студия "Родник", которую ведёт наш папа Виктор Кротов. "Родник" активно пульсирует уже седьмой год прямо у нас во дворе - в маленьком, уютном муниципальном клубе "Ладога". И каждый понедельник сюда приходят дети и взрослые, которым нравится заниматься литературным творчеством).

Так чем же мы занимались в нашем клубе "Светлячок" все эти годы? - О!.. ВСЕМ!..

1. ФИЛОСОФСКИЕ БЕСЕДЫ
Да, иначе их никак не назовёшь.
Наверное, целый год наши "заседания" начинались с того, что наш папа, писатель Виктор Кротов, (или просто "дядя Витя", как называли его светлячки), читал детям главы из своей сказочной повести "Волшебный возок". Это - сказка о внутреннем мире человека. Виктор прочитывал очередную главу - и начиналась живая дискуссия. О том, как устроен наш внутренний мир. О том, как справляться с разными проблемами: например, с плохим настроением и капризами. О том, что такое дружба. Как научиться не бояться. Как победить "змея гордыныча" и так далее… Светлячков волновали многие вопросы, и оказалось, что найти ответы на эти вопросы можно с добрым сказочником "дядей Витей".

2. ИГРЫ НА СПОРТКОМПЛЕКСЕ
Занятия спокойные у нас обязательно перемежались подвижными играми, чтобы дети не "засиживались". После философских бесед светлячки обычно бежали на спортивный комплекс, который у них был то "гнездом", то "кораблём"… А под самым потолком Ксюша своими руками приделала "чердачок", куда перед приходом гостей обязательно клала угощение. И каждый светлячок, который долезал доверху, находил на заветном "чердачке" конфетку, и не одну…
Они обожали наш спорткомплекс - висеть на нём, бегать вверх-вниз по лесенке, болтаться на кольцах и перекладине… Они были в то время ещё мелкие, наши светлячки, и спорткомплекс выдерживал всю компанию…

3. ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ
Всем - и взрослым, и детям - очень нравилось лепить из глины. Это было так здорово - когда мы все сидели за нашим большим столом, таким тесным кругом, и каждый лепил, что хотел… А самый маленький светлячок, которому было всего три года, с упоением лепил колобки…
Глину мы накапывали прямо во дворе. Благо, почва в Москве весьма глинистая и проблем, где достать глину, никогда не было. Потом мы глину хорошенько "отмучивали" (промывали, отчищали её от камушков и прочего сора). Муфель для обжига глиняных изделий у нас дома тоже есть. (Виктору подарили в какой-то керамической мастерской старенький, ненужный муфель, который служит нам уже много лет).
О, какая была для детей радость - получить крепенькие, обожжённые глиняные фигурки, сделанные собственными руками!

4. РАЗНОЕ РУКОДЕЛИЕ
Кроме лепки из глины, мы занимались ещё разным рукоделием и конструированием: вырезали из бумаги, шили кукол из старых перчаток… Среди мам были очень активные, они тоже придумывали разные занятия для наших светлячков.

5. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
У нас дома была рама от старой, можно даже сказать - старинной ширмы, которая много лет пылилась в углу без дела. И вот настал её звёздный час! Мы с Ксюшей откопали на антресолях старые бабушкины шторы, которые несколько лет лежали тут никому не нужные, натянули на ширме верёвочки, повесили на них бабушкины жёлтые, солнечные шторки - и вот, всё готово для кукольного театра!
А в нашем шкафу - много игрушек, надевающихся на руку. Но, в принципе, для кукольного театра подходят любые куклы, любые плюшевые зверушки.
Все наши кукольные спектакли и сценки были импровизированные. (Хотя, войдя во вкус, некоторые юные кукловоды стали делать домашние заготовки. Например, наша Ксюша). У нас не было занудных репетиций, мы не ставили в нашем театре набившие оскомину "Теремки" и "Репки". Нет! В нашем кукольном театре дети САМОВЫРАЖАЛИСЬ! Можно было взять любую куклу, зайти за ширму и - показать свой маленький спектакль! Пусть не очень совершенный, но главное - СВОЙ!
Эта ширма служила нам много лет. Светлячки подрастали - и мы перевешивали шторки повыше…

6. ЭТЮДЫ
Видя, что не у всех детей получается без подготовки интересно "работать" с куклой, я придумала игру, которую мы назвали "Этюды". В ней с удовольствием принимали участие и дети, и взрослые. Мы садились в кружок. Брался какой-нибудь предмет (обычно, первый предмет предлагала Ксюша), это мог быть мячик, подушка, клубок верёвки, да что угодно! Этот предмет передавался по кругу, и каждый участник игры должен был его обыграть: изобразить с ним маленькую сценку без слов - чтобы все остальные угадали, что же он имеет в виду. Ну, тут воображение у всех так разыгрывалось!.. Подушка на глазах у зрителей превращалась в шляпу, в пишущую машинку, в портфель, в конверт с младенцем, в мольберт, и так далее… Даже если кто-то из новеньких в начале говорил: "Ой, я не умею, у меня не получится", - очень скоро был охвачен всеобщим азартом… А потом выбирался новый предмет как тренажёр для фантазии, и так далее…
Шли годы, но эта игра оставалась у нас любимой. (Благо, предметов в доме - не счесть. Есть что обыгрывать!) Эта игра детей очень раскрепощала. Светлячки, все как один, оказывались замечательными актёрами-мимами! Да и родители старались не отставать от них.

7. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Оказалось, что современные дети знают очень мало игр. А откуда им их знать? Если ребёнок ходит в детский сад, он ещё там во что-то играет (хотя и не факт!), но если ребёнок "домашний", то у него на первом месте телевизор с мультиками, компьютер со "стрелялками" - а что ещё? Ну, девочки ещё играют в куклы, а мальчики гоняют в футбол, но, опять же, далеко не все. И мало кто знает, что существует множество игр, в которые можно играть компанией!
Ах, во что мы только с нашими светлячками не играли!.. Мы с Виктором вспомнили все игры, в которые играли сами в детстве. Я, к тому же, накупила много книжек про разные игры и постоянно их штудировала. Потому что дети росли, взрослели - и наши игры менялись, усложнялись.
Один перечень игр, в которые мы играли со светлячками, мог бы занять несколько страниц…
Вот любимые: "Горячо - холодно", "Кто летает?", "Сова", "Через болото - по кочкам", "Опусти хвост в бутылку", "Проползи под верёвкой", "Найди прищепки", "Ветер дует на того…", "Достань из воды яблоко без рук", "Испорченный телефон", "Живое - неживое", "Передай хлопок", срезание (с завязанными глазами) призов с верёвки, протянутой через всю комнату, и смешная до умопомрачения игра "Ё-ё!", ну и так далее… Конечно, играли и в классические прятки, играли в английские шарады… Ах, во что мы только не играли!
Надо видеть счастливые лица детей, которые в этих коллективных играх испытывали то, что ребёнок не может испытать в одиночестве, сидя перед экраном телевизора или компьютера…

8. НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Да, есть ещё игры и настольные - чтобы перевести дух. Этих игр тоже очень много и они захватывают не меньше, чем подвижные. Разные лото (растительные и зоологические), домино, "пуговки", реверси, шашки, шахматы, уголки, "фантики"… Во всё это мы тоже играли.

9. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Интеллектуальные игры - это игры на развитие памяти, внимания, на быстроту реакции, на соображение. Например, надо запомнить предметы, лежащие на подносе, а потом угадать, какой из них исчез. Или (с завязанными глазами) назвать предметы, ощупывая их рукой. А ещё игра в цепочку слов! А ещё составление многих слов из одного длинного слова! А ещё игры: "Кто поедет на Север?", "На земле или на небе", "Что изменилось?" И - любимая игра наших светлячков под названием "Грузим корабль".
Это уже не просто игры - это хороший тренинг, упрятанный в игру.

10. "ЖИВОЙ СПЕКТАКЛЬ"
Да, кроме кукольных, у нас были ещё и "живые" спектакли. Дети их обожали! Без живого спектакля не обходилось ни одно заседание нашего клуба.
Правила живого спектакля таковы: Каждый ребёнок решает, кем он будет в спектакле, придумывает себе имя и наделяет своего героя свойствами. Например, Ксюша говорит: "Я буду задумчивым тигром Ра, который любит жить в одиночестве". А другая девочка, Даша, говорит: "А я буду принцессой Люси, которая обожает конфеты". "А я беленькой кошечкой Мяу, которая потеряла своего хозяина", - говорит Маша. "А я - злым драконом Зубром, который плюётся огнём на всех прохожих", - говорит Серёжа. Ну, и так далее. После того, как каждый светлячок решил, кто он есть, они обустраивают свои "дома" - кто-то под столом, кто-то за шкафом, кто-то на диване, кто-то под другим столом. А в старом кресле сидит Сказочник дядя Витя и начинает рассказывать сказку, которую он тут же, на ходу сочиняет. И в этой сказке задействованы все сегодняшние герои - и кошечка, и тигр, и принцесса, и дракон, и все остальные. Главная задача Сказочника - чтобы все герои перезнакомились по ходу спектакля и сдружились, чтобы проявились их свойства, явные и скрытные, чтобы все вместе они прошли через испытания, которые обязательно по ходу спектакля выпадут на их долю, чтобы зло было побеждено, а восторжествовала дружба.
Мы заметили, что многие домашние дети очень застенчивы, для некоторых существует проблема контакта. И в этих живых спектаклях, став на полчаса кошечкой или принцессой, наши светлячки учились простым, но очень необходимым в жизни вещам: прикоснуться к другому человеку, погладить его по голове, утешить, спросить его участливо: "Что у тебя случилось? Почему ты плачешь? Чем я могу тебе помочь?" Каждый спектакль заканчивался радостным хороводом. Все были счастливы! И тут же кричали: "Ещё один спектакль! Ещё, ещё!.."
…Светлячки взрослели, набирались опыта, и иногда роль Сказочника брал на себя кто-нибудь из детей - и тоже выходило здорово!

11. КЛОУНСКИЕ СПЕКТАКЛИ
Началось с того, что мы с Ксюшей стали показывать в клубе маленькие клоунские сценки. Из жизни взрослых и детей. Сценки пользовались огромным успехом. Светлячки хохотали, а их мамы говорили: "Да, это и про нас тоже!" Постепенно у нас получился настоящий часовой спектакль "Золотко", и мы его показывали много раз в нашем клубе. (А потом - и в других местах).
А ещё мы с Ксюшей придумали и сыграли в нашем клубе пантомимический спектакль "Бродячие артисты".
Это оказалось заразительно. Другие светлячки тоже стали придумывать и показывать разные весёлые сценки.

12. ОБЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ
А потом мы завели дома маленький зоопарк, и теперь светлячкам (до всех игр) непременно надо пообщаться с нашими милыми животными: кроликом Кешей, ёжиком Шуриком, крысками Лизой и Женей, черепахой Кюшей, курочкой Кузей и петушком Нандиком и полюбоваться на шустрых мышек…

13. ХОРОВОДЫ НА КРЫШЕ
А в тёплую погоду мы устраиваем вылазки на крышу. Дело в том, что балкон нашей квартиры выходит на крышу магазина - широкую, как футбольное поле… И здесь тоже можно играть! В "Ручеёк", в "Змею", в "Дуйся-дуйся, пузырь" и, конечно же, в "Каравай-каравай, кого хочешь - выбирай"!
О, эти хороводы на крыше!.. Их помнят все наши светлячки, и наши соседи, и прохожие, которые изредка всё же подымают головы к верху…

14. ЧАЕПИТИЯ
А заканчиваются заседания нашего клуба большим чаепитием. Со сладостями. Все приносят. И мы тоже, конечно, припасаем. Я завариваю чай в большом керамическом чайнике, этот чайник - всеобщий любимец. Все светлячки носятся из кухни в комнату - дружно накрывают на стол…
А во время чаепития дядя Витя ещё свои новые сказки светлячкам почитает, ещё в игры какие-нибудь застольные поиграем, в тот же "Корабль", который очень хорошо грузить, сидя в кругу друзей, набегавшись, наигравшись, нагрузившись разными вкусностями…

15. У НАС - ГОСТИ
Бывало, что к нам в "Светлячок" приезжали гости. Это мог быть учёный-физик, который по совместительству был поэтом. И он читал светлячкам свои стихи. Или весёлый доктор из Филатовской больницы, который приезжал к нам со своими трёмя детьми и большущим тортом. Ещё приезжал фотограф из журнала "Улица Сезам", который снимал наш клуб, наших светлячков для журнала. А ещё к нам приезжал в гости другой клуб - большая компания родителей и детей из соседнего города Химки. Было так весело!..

16. ПОЕЗДКИ К ИНТЕРЕСНЫМ ЛЮДЯМ
Это тоже было. Например, была незабываемая поездка в Леви-центр: к знаменитому психологу Владимиру Леви. И там наши светлячки тоже играли живой спектакль. Как же без живого спектакля?! Ну, и большое чаепитие тоже было, как же без этого? А Владимир Леви за чаем читал светлячкам свои смешные стихи… А по комнате бегал озорной лемур, заглядывал в наши чашки и очень всех смешил…

17. ВМЕСТЕ - НА ПРИРОДУ
В тёплое время года мы устраивали игры на свежем воздухе - не только на крыше, но и в ближайшем сквере. И даже живой спектакль там играли! А потом шли в дом пить чай…
Вообще у нас было много совместных вылазок на природу: на речку Сходню, где шумит маленький водопад; в ближний лес и в дальний лес - к источнику и на шлюзы. Зимой ходили в лес кормить синичек, ходили вместе на каток и на горку, на санках по каналу. Летом ходили вместе на пляж…

18. ВМЕСТЕ - НА ВЫСТАВКИ
Ещё нам нравилось ездить вместе на выставки. Особенно всем запомнилась выставка живописи Валерия Волкова, и сам Волков там был, и дети устроили настоящее обсуждение его картин! Волков был в восторге. Светлячки - тоже.
И на выставке Валерия Каптерева мы были. И на выставке ледяных скульптур. И на ВВЦ вместе ездили. И на выставку гобеленов. И на выставку диковинных бумажных шляп…

19. ВМЕСТЕ - ПОВСЮДУ
Сдружившись в нашем клубе, мы часто теперь встречались в разном составе - и куда-нибудь отправлялись вместе. Например, в цирк-шапито. Или в зоопарк. Или на спектакль в детский театр. Катались вместе на велосипедах. Ездили в парк на аттракционы. Ходили в Город Мастеров на день города, и там расписывали деревянные ложки и кирпичи.

20. КОГДА "ЗАРАЗИТЬСЯ" - ЗДОРОВО!
Светлячки - народ очень творческий. И очень "заразный". Заражая друг друга интересом, светлячки ходили вместе (кто куда хотел) - в разные кружки, секции и студии: в цирковую, живописи, мультипликации, макраме, гобелена, литературную, верховой езды…

21. ДНИ РОЖДЕНИЯ
Конечно, дни рождения светлячков мы отмечали теперь вместе! И обязательно был живой спектакль! И ещё что-нибудь неожиданное и приятное: например, совместная лепка пирожков, которые тут же засовывались в духовку - и тут же подавались к столу! Или день рождения отмечался в лесу - у костра! Каждая мама старалась, чтобы день рождения её светлячка запомнился надолго.
И, конечно же, отмечалась каждая годовщина клуба "Светлячок". Всё, как полагается: с тортом и зажжёнными свечами в нём - и, загадав желания, мы все вместе задували свечи…

22. "МИР СВЕТЛЯЧКОВ"
Многие светлячки увлекались литературным творчеством: кто-то сочинял стихи, кто-то сказки. В нашем клубе стала выходить литературная газета "Мир светлячков", которую мы с мужем делали на компьютере и распечатывали на принтере. Но для светлячков это была самая настоящая газета! В ней публиковалось творчество светлячков и хроника жизни нашего клуба.

23. ПРОЩАНИЕ.
Прощание - это всегда немного грустно. Но мы придумали весёлое прощание: все становятся кружком и одновременно легонько ударяют друг друга ладонями: ладошку об ладошку.
И при этом приговариваем: "Пока-пока-пока-пока!"
Главное знать, что мы увидимся снова.